25.02.2013

Арго фак ёсэлф



В Иране семидесятых происходит захват пленных, от которого, к своему, казалось бы, счастью, отклоняется полдюжины американцев, напросившихся в объятия к канадскому послу. Вокруг – непереходимое вброд море персов, и самое время задуматься о том, что ты можешь сделать для Америки.
К мозговому штурму подключают Бена Аффлека – одного из лучших эвакуаторов страны, который поначалу отвергает, если не высмеивает, сценарии возможного побега, а позже предлагает спорный вариант со съёмкой фантастического кино.  Как крайнее одолжение приходит кивок свыше и Бен берётся за дело.
Для начала нужно подключить Гудмена – главного гаранта если не «Оскара» за лучший фильм, то хотя бы актёрской номинации. Тот задействует Аркина, чтобы помнили, и примется метко разряжать атмосферу.  Бутафорские документы, налаживание механизма и можно вылетать. Разумеется, с пересадками.
Пусть в данном фильме это не во главе, но «Арго» - ещё одно кино о кино, и в данном случае искусство спасает жизни в самом буквальном смысле. Второй год на коне анахронизм – лента, в которой современного ещё меньше, чем в боевиках со сморщенными супергероями. И если у Хазанавичуса не было выбора, то Аффлек всё понимал, обрамляя фильм приёмами со слоем пыли в несколько десятилетий, от чего ещё приятнее.
Сосредоточиться на личности воплотителя Тони Мендеса не составляет труда: он, по правде, вездесущ. Продюсер, режиссёр, протагонист, если хотите, хирург, который удерживается от метода проб и ошибок, а у ассистента просит один лишь скальпель. Если пустить лицевую растительность на самотёк, облачиться самоиронией/уверенностью Эдди Мерфи и подобрать соответствующий туалет, то Бен вполне сгодился бы на роль двух-трёх перских статистов. Вспоминая 94-й, легонько выдохнем оттого, что Аффлек воздержался от участия в писании сценария и не завертел всё в театр одного актёра, что было бы любопытно, но всё же не больно желаемо.
Динамика картины неожиданно напоминает переиначенный «Город воров», только зрительская симпатия уже на грамотной, с точки зрения морали, стороне. Сюжетной интриги нет и быть не может, но семёрке янки сопереживается чересчур искренне, в камин накала летят совпадения, переключения и что только не. Идеологически фильм занимает наиболее выгодную позицию: нет слепого восхваления американской стороны, которая чаще даже мешает, зажимая бедного Аффлека, но в итоге США всё равно побеждает, а то, что это долгое время скрывается, лишь взвинчивает пафосность ситуации.
Не в пользу «Операции «Арго» говорит только сногсшибательное сходство отдельных эпизодов с отечественными блокбастерами «Высоцкий» и «Кандагар», для полного диссонанса недостаёт только стихосложения Бена на лету и фразы «Спасибо, что живой».  Было бы наоборот, в пору вести речь о заимствовании с односторонним согласием, но, благо, в нашем случае остаётся только улыбнуться, представив убегающего от иранцев Безрукова.
После окончания сезона наград сложно предсказать судьбу «Арго» и глубину его отпечатка на избитом теле американского кинематографа, но мы-то его уже посмотрели, а вам, наверное, ещё придётся, что тоже, несомненно, что-то значит.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий